Стартовал 42-й Московский международный кинофестиваль

В столичном театре “Россия” вопреки продолжающейся и набирающей обороты пандемии стартовал 42-й Московский международный кинофестиваль. Это третье кинособытие после МКФ в Венеции и Сан-Себастьяне, которое пройдёт в режиме оффлайн.

На церемонии открытия кинофестиваля формально мало что изменилось – разве что красная ковровая дорожка расширилась, чтобы гости, шествуя по ней, могли придерживаться полутораметровой дистанции, да отсутствие главного фестивального распорядителя Никиты Михалкова, который предпочёл остаться дома в целях безопасности для собственного здоровья. Кроме того, в залах предусмотрена специальная рассадка зрителей, которые после просмотра должны выходить на улицу, чтобы избежать скопления людей. А ещё не будет приёмов по случаю открытия и закрытия и явно уменьшится количество разнообразных вечеринок и посиделок, в былые времена вносящих бодрую и весёлую ноту в нередко скучную реальность.

Ведущий церемонии открытия актёр и режиссер Алексей Агранович начал с серьёзного заявления о том, что пандемия изменила мир, но не изменила тягу к познанию мира. Из его глубокомысленно-философской речи, можно было узнать о том, что в путешествии человека “в мир себя”, кинематограф всегда был “проводником и спутником”, и о “нелинейности времени”. Агранович также предупредил, что на фестивале не будет никакой светской жизни, весёлых застолий, а будет только кино, и призвал надевать маски и соблюдать дистанцию.

Бывший министр культуры, а ныне помощник президента Владимир Мединский прочёл традиционное приветствие главы государства, в котором тот выразил уверенность, что форум пройдет успешно, станет ярким событием в культурной жизни и даст старт интересным и перспективным проектам.

На нынешнем ММКФ покажут три конкурсные программы – короткометражного, документального кино и полнометражных игровых картин. В этом году в основном конкурсе рекордное количество российских фильмов – пять из тринадцати. Это триллер “Гипноз” Валерия Тодоровского, “Блокадный дневник” Андрея Зайцева, “Мелодия струнного дерева” Ирины Евтеевой, “На дальних берегах” Максима Дашкина и российско-азербайджанская лента “Дочь рыбака” Исмаила Сафарали. Остальные участники конкурса – фильмы из Казахстана, Индии, Турции, Румынии, Великобритании, Бразилии. То, что на этот раз в основном конкурсе доминирует отечественное кино, отчасти связано с пока ещё закрытыми границами большинства государств, так что не многие кинематографисты отважились приехать в Москву. Но есть и другой мотив, который объясняет это обстоятельство, – дело в том, что из-за вынужденного отсутствия полноценного проката накопилось немало российских картин, которые надо показать зрителю, вот некоторые из них и попали на фестиваль.

Председатель жюри Тимур Бекмамбетов, напомнив участникам и гостям нынешнего ММКФ об уже ставшей расхожей истине, что мы уже никогда не будем жить так, как жили раньше, вручил специальный приз фестиваля приз “Верю” – “За покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского” – актрисе Светлане Крючковой, вышедшей на сцену вместе со своим сыном Александром. Зал приветствовал её стоя продолжительными аплодисментами.

“Какой короткой сделалась дорога, которая казалась длиннее, – взволнованно произнесла Светлана Николаевна. – Кажется, совсем недавно я стояла у подножия этой вершины, и вот уже получаю приз за её покорение…” Немало слов благодарности она сказала, вспомнив своих учителей – режиссёров Романа Виктюка, Анатолия Васильева, Анатолия Эфроса, Георгия Товстоногова, Олега Ефремова, “в основе методике которых лежит система Станиславского”, и очень тепло отозвалась о Никите Михалкове, который научил её профессии киноактрисы и помог ей в трудную минуту, когда пять лет назад с ней случилась беда. В завершении Крючкова прочла стихи Булата Окуджавы: “Я обнимаю всех живых и плачу над умершими,/ но вижу замершими их,/ глаза их чуть померкшими./ Их души вечные летят/ над злом и над соблазнами./ Я верю, что они следят,/ как плачем мы и празднуем”. Пожалуй, этот момент был самым восхитительным во всей церемонии открытия фестиваля.

К слову сказать, организаторы фестиваля решили воздержаться от показа фильма внеконкурсной программы “Врата в рай” режиссёра Дживана Аветисяна, посвящённого конфликту в Нагорном Карабахе. Это решение программный директор ММКФ Кирилл Разлогов назвал мерой предосторожности в связи с обострением ситуации и военными действиями между армянскими и азербайджанскими формированиями и сообщил, что это была просьба посла Азербайджана в России Полада Бюльбюль-оглы.

Одновременно с открытием 42-го ММКФ объявили и о старте пятого кинофестиваля стран БРИКС, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Каждый год в одной из этих государств, соблюдая очерёдность, проходит киносмотр, в котором участвую по два фильма от каждой страны. В прошлом году он состоялся в бразильском городе Рио-де-Жанейро, в 2020-м настала очередь Москвы. Всего будет представлено десять картин, которые, если кому интересно, можно посмотреть в кинотеатрах “Октябрь”, “Звезда” и “Салют”. Две российские ленты в этом конкурсе – военно-приключенческий “Красный призрак” молодого режиссёра Андрея Богатырёва и фильм на тему евразийства “Назад в степь к сарматам” классика нашего кинематографа Александра Прошкина. Председателем жюри стал режиссёр, сценарист и кинооператор Сергей Мокрицкий.

На открытии 42-го Московского международного кинофестиваля показали мелодраму  “Серебряные коньки” режиссёра-дебютанта Михаила Локшина, который ранее снимал рекламу. Съёмочная группа представила свою картину, события которой происходят в предрождественском Санкт-Петербурге 1899 года, где случилась почти сказочная история любви между персонажами их разных миров: он (Фёдор Федотов) – сын заурядного фонарщика с единственной дорогой для него вещью – доставшимися ему по наследству посеребрёнными коньками; она (Софья Присс) – дочь крупного сановника, мечтающая посвятить свою жизнь науке. В этом фильме есть сословное неравенство, судьбоносное знакомство, внезапная и сильная любовь, конфликт между долгом и честью – весь набор романтического кино, которое по душе нашему зрителю. Перед просмотром зал почтил память замечательного артиста Сергея Колтакова, недавно ушедшего от нас. В этом фильме он сыграл Дмитрия Менделеева.

В российский прокат картина выйдет 10 декабря 2020 года.

Последние новости

Все новости

Темы дня